Скучается мне по университету, всегда интересны новости из университета, как там дела.
Староста нашего потока остался в университете, пошел в аспирантуру, и периодически делился на своей страничке в соцсетях новостями.
И вот, вижу на его странице, что открыли новую магистерскую программу, которой раньше не было.
Я глазам своим не поверила! Неужели! Наконец-то объединили факультеты биологический и психологический в одной программе!
Это была моя мечта всегда.
Мне всегда не хватало только биологии или только психологии, из-за чего на первом курсе, когда нужно было выбирать научную тему и кафедру на последующие годы, меня шатало аж между 3-мя кафедрами и ни одна не удовлетворяла полностью.
Помню, сдавала экзамен Дубынину Вячеславу Альбертовичу по физиологии, и он после экзамена спрашивает, что как вам курс? Понравился ли?
Понравился? Да не то слово! Я была в восторге и слушала взахлеб!
И он сказал, что приходите тогда к нам, учитесь у нас на физиологии (Вячеслав Альбертович профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ).
Нееет… Только физиология? А как же психология?
Мне хотелось изучать психические процессы, до которых пока физиология не добралась. Я хотела в клинику и в реальную работу с людьми.
На психологическом факультете меня тоже шатало между кафедрами, написала 3 заявления на разные кафедры, потом ходила извинялась, никак не могла определиться.
Остановилась на нейропсихологии, но по биологии тосковалось, по физиологии тосковалось.
А тут (неужели!) моя мечта, биологический и психологический факультеты вместе! Да ещё математический и философский, 4 факультета, которые я обожаю!
К математикам я тоже бегала на спецкурс, учила программирование, ну а открытие философии как науки, дающей ответы на фундаментальные вопросы, было для меня личным потрясением. К своему стыду, всегда считала философию пустой болтовней, не понимала её. А прослушав глубокие курсы, которые нам читали, была восхищена философским знанием!
Мучаешься в догадках «что и как в этом мире устроено?», а тут философы уже давным-давно все разобрали, только ждут, пока их физиологи догонят.
Пошла смотреть, кто делает эту магистерскую программу, и это было последней каплей к чувству «я туда хооочууу!!!»
Руководитель программы — доктор психологических наук, профессор Черноризов Александр Михайлович, о нем скажу ниже, он руководитель кафедры психофизиологии и читал нам курс психофизиологии на 4-м семестре обучения вроде бы, если не путаю семестры.
Тоже слушала взахлеб, и одного семестра такого потрясающего курса мне было очень мало, хотелось ещё.
---
Хотеть – это, конечно, прекрасно, но вот сдать вступительные экзамены…
Посмотрела я на все свои конспекты лекций по психологии, мирно лежащие в дальнем углу шкафа, – это все повторить? Опять всё прочитать?
Хочу ли я с такой силой, чтобы всерьез потрудиться и пойти на экзамены?
Несколько дней подумала и села повторять психологию.
22 июля был письменный экзамен.
Так щедро раздавали двойки, что у меня сердце сжалось, пока долистала до буквы «К», до своей фамилии. Было волнительно, давно я двоек не получала ))
Потом посчитала, что двоек половина, на следующий экзамен было допущено только 112 человек из 229.
Система такая, что
0-39 баллов – это двойка, выбывает человек из конкурса.
40-59 – тройка,
60-79 – четверка,
80 и выше пятерка.
Конечно, своими 80 баллами я была безмерно удовлетворена!
Девятый результат, из сдающих экзамены, при максимальной оценке за этот экзамен 88 баллов.
Гордость за свои знания меня распирала! :-)
Тем более, я знала больше, написала не всё, 3 часа мне мало, не успела дописать хорошо знаемый материал.
Хорошо.
Радостно и очень лестно!
Психологию я знаю, это понятно, а вот английский?
26 июля был английский, и набрала я всего 40 баллов. Спасибо, что не двойка )) Это был бы сильный удар по самолюбию, хотя разница 39 баллов и 40 всего-то в 1 балл ))
Меня прям разозлили эти 40 баллов, что уж надо выучить этот английский! Так он меня доставал, когда училась в прошлый раз, и вот опять он меня ограничивает в желаниях.
Но так много всего хочется в жизни, что времени на всё решительно не хватает ))
Тем более язык они требуют высокого уровня, свободное чтение научных текстов, свободное общение (несколько курсов читаются на английском), свободное написание научных статей… Эх…
В итоге я стала 28-ая в списке из 229 человек, сдававших экзамены.
Это радует и приятный результат :-)
Но бюджетных мест 20, а я 28-ая, значит на бюджет не попадаю ((
Обучение в 2023/2024 учебном году стоит
432 360 руб. за учебный год,
то есть за 2 года магистратуры 864720 руб.
Не сказать, что какие-то огромные деньги, вполне приемлемые за такой уровень образования, но возник вопрос к себе:
так ли я хочу возвращаться в университет, так ли я хочу углубляться в психофизиологию, чтобы заплатить за это почти 900 тыс. руб.?
Ну и, соответственно, потерять в планируемых доходах, ведь магистратура очная и требования серьезные, работать в период обучения я если и смогу, то совсем немного.
И есть мысли, что если желание за год не пропадет, если сохранится интерес к учебе, то можно подучить английский и сдать экзамены на бюджет в следующем году. Мне не хватило всего-то 15 баллов. Напиши я английский не на 40 баллов, а на 55, то мне бы хватило.
А 55 баллов из 100 возможных – очень реальная и даже простая цель.
В общем, остались вопросы.
Думаю. Пока не знаю.
Но по университету скучается, и не дает мне покоя мой неуёмный мозг, постоянно подбрасывающий вопросы об устройстве жизни ))
Всё же в душе я ученый, и мне очень нравится задумываться о чем-то серьезном, погружаться в какие-то фундаментальные проблемы.
Именно этим меня и потрясли лекции Черноризова Александра Михайловича, восхитило, как он читал курс, слушала взахлеб.
Ведь психофизиологию можно читать очень банально и скучно:
эмоции живут тут (в мозге, в теле) и проявляются так,
память тут,
речь тут,
ноги-руки – тут
и т.д.
А Александр Михайлович бОльшую часть лекций посвятил глубочайшим проблемам мироздания:
Душа есть? И что это?
Как связаны душа и тело?
Душа может существовать без тела?
Сейчас в науке это называется психофизической проблемой (и более узко, психофизиологической проблемой). И на неё есть 5 основных ответов с разными ответвлениями в дополнительные рассуждения.
Или другая фундаментальная проблема - есть ли случайность?
Или все предопределено?
В том смысле предопределено,
что причинность прошлого
однозначно и гарантированно
приводит к определенным поступкам и решениям в будущем?
Классическая физика - это однозначная предопределенность:
пнули мячик – он покатился,
рассчитали силу удара и свойства поверхностей, среды – смогли абсолютно однозначно предсказать длину пути шарика и когда он остановится.
Так строятся дома, когда мы рассчитываем нужные характеристики перекрытий.
Так летают самолеты, когда мы точно предсказываем, рассчитываем, что при таких-то и таких-то вводных данных нам гарантированно нужна будет взлетная полоса такой длины и ширины.
Но как классическую физику совместить с квантовыми законами, которые вообще другие?
И где тут человек?
По каким законам работает наш мозг?
Мы, люди, как тело, имеем определенную массу, длину, ширину и падаем со стула как любой физический объект по всем физическим законам.
Но можем ли мы
по таким же однозначно определенным законам
ходить в прошлое и будущее в плане человеческих решений и поступков?
Они все предопределены или есть свобода воли?
И кто это такой внутри нас обладает (или не обладает) этой свободой воли?
Что-то внутри нас вдруг обрушивает закон тотальной детерминации (причинности)?
И может ли что-то быть абсолютно беспричинно? То есть поведение человека становится свободным и непредсказуемым просто по определению свободы воли?
Но это никак не согласуется со взглядами биологов на мозг, от чего меня чистая биология никогда и не удовлетворяла.
Для биолога, мозг – это набор клеток, по которым бегают химические и электрические сигналы.
От одной клетки бежит сигнал к другой клетке, одно вещество вылилось, другое перестало выливаться.
Это все в жесткой причинно-следственной связи, точно как в примере с ударом по мячику, просто не на физическом уровне, а на химическом и электрическом.
Но КТО вдруг и КАК остановит один каскад реакций и развернет другой?
Кто обрывает химические законы причинности?
Кто обрывает химические реакции, которые естественным образом идут в мозге по закону причинности?
Кто вдруг дарит нам свободу воли и выбора? Или это иллюзия и никакой свободы воли нет?
Много вопросов, я не буду уходить в каждый, чтобы не утомлять.
А ещё способ мышления Александра Михайловича мне близок, т.к. он математик. А математики приучены к строгому, логичному, дисциплинированному способу размышлений. У них не бывает чего-то вдруг и внезапно.
Вряд ли это кому-то интересно в таких подробностях, но для связности рассказа размещу сведения с сайта МГУ про Александра Михайловича, чтобы объяснить связь математики с психологией, и как вдруг математики становятся психологами и психофизиологами.
И тут опять надо пояснить - почему вдруг при изучении зрения возникает математика?
Но этим я тоже не буду утомлять, только скажу, что упомянутый здесь профессор Соколов, который раньше был зав. кафедрой психофизиологии, - это выдающийся ученый!
Единственный из наших ученых, кто был членом Национальной Академии наук США, был приглашенным профессором Массачусетского Технологического Института, был признан ученым столетия.
И как мне жаль, что тик-токеров народ знает, а такие великие люди остаются неизвестными, поэтому и пытаюсь в статьях говорить о великих именах.
Массачусетский технологический институт — университет и исследовательский центр, расположенный в Кембридже, штат Массачусетс, США. Также известен как Массачусетский институт технологий и Массачусетский технологический университет.
Одно из самых престижных учебных заведений США и мира, с ним связаны 64 лауреата Нобелевской премии!
А премию ученому столетия вручает Международная психофизиологическая ассоциация – это самая высокая награда за труды, которые носят фундаментальный характер и оказывают заметное влияние на развитие науки.
Из наших ученых, она была вручена Соколову Евгению Николаевичу и Бехтеревой Наталье Петровне.
В общем, скучаю по университету, по настоящей науке…