Эмоции как ВПФ

стройность через понимание
Теория Практика Автор методики
углубление в теорию шага 2
курса курса "7 шагов к стройности"


Заедаю негатив, стресс


Что чаще всего говорится при неприятном переедании? – я заедаю эмоции (стресс, негатив).

Я акцентирую на неприятном переедании, потому что может быть ещё приятное и желанное переедание. То есть такое, когда мы выбрали поесть вкусной еды, и нам приятно и хорошо, и нет причин отказывать себе в удовольствии.

Неприятное переедание ощущается как вынужденность, как способ бегства от себя, от ситуации, от эмоций, как невозможность остаться с каким-то чувством.

Приятное переедание – я стремлюсь К еде, она привлекает своими качествами, вкусом. И сейчас я осознанно выбираю наслаждение вкусом, а не стройностью.

Неприятное переедание – я убегаю ОТ чего-то. Я не хочу чего-то видеть, знать, чувствовать. И еда здесь всего лишь привычный инструмент самопомощи.

Опытные психологи знают, что можно разными приемами заставить человека отказаться от лишней еды. Но что тогда станет новым способом самопомощи?

Могут либо обостриться какие-то проблемы в организме (гастриты, язва, гипертонии и т.д.), потому что всё эмоциональное давление уйдет в организм, провоцируя его перегрузки и поломки,
либо будет новая зависимость, новый способ бегства (алкоголь, азартные игры, шопоголизм, нервные срывы и скандалы в семьи и т.д.).

Где же выход?
Об этом данный раздел.


Одни люди спокойно переносят плохие ситуации, а других негатив "заливает"

Люди прибегают к разным средствам ухода от реальности (в том числе перееданию) по одной простой причине:
им не нравится то, что они чувствуют,
и они не знают, как это изменить другим способом.

Почему так происходит?

Есть искушение всё приписать внешним обстоятельствам. Но это лишь искушение, а не правдивое объяснение.



Всем нам известно, что на одно и то же событие люди реагируют по-разному

Кто-то впадает в депрессию от "ерунды", а кто-то стойко выдерживает даже очень серьёзные жизненные испытания. Это бытовое наблюдение знакомо каждому.

Ученые провели множество экспериментов, показывающих разное восприятие одной и той же ситуации у разных людей. Эксперименты были очень дорогие и тщательно продумывались.




Создавались игровые ситуации, провоцирующие переживание сильных эмоций:

Во время экспериментов регистрировалась активность мозга. Также участники исследования рассказывали психологам о своём восприятии события, о своих чувствах.

Оказалось, разница между людьми огромная!

То, что одного человека не расстраивает,
для другого ощущается как катастрофа.


Дальнейшие исследования добавили много новых деталей. К примеру, о том, как разная обработка событий со стороны эмоциональной системы может быть решающим фактором в развитии зависимостей, расстройств личности, депрессии.


Почему кто-то может спокойно решать
даже самые сложные проблемы,


а кого-то заливает непереносимыми эмоциями
даже при простых вопросах?


И почему, при этом, мы можем с удивлением обнаружить, что


первая группа людей и отзывчивы, и восприимчивы, и эмпатичны, и чувствуют жизнь, её полноту и краски,


а у второй группы людей эмоциональную систему "качает" от сверх резких выплесков эмоций к бесчувствию и попыткам блокировать свои переживания, "выключить их", оказавшись в синдроме отложенной жизни и пустоте повторяющихся дней?


Хотя, казалось бы,
спокойствие должно быть равно
бесчувствию, отключению эмоциональной системы,
а не отзывчивости???

Ведь "холодная голова" = отсутствие чувств!

Или нет?

Или спокойствие эмоциональной системы связано с чем-то другим?


Мы видим, что одни люди позволяют себе роскошь чувствовать жизнь, чувствовать свои эмоции,


а другие люди боятся своих чувств, пытаются их спрятать и запереть, отключить.


И тогда одни люди идут в проблему, да, периодически переживая боль и негатив, но и радость, и счастье, и удивление, и любовь, и огромный спектр красок жизни,
а другие люди часто бегут от себя и от реальной жизни в зависимости и неприятное переедание.


Данный раздел "Эмоции как ВПФ" содержит:


ТЕОРИЮ
углубление в теорию шага 2 курса "7 шагов к стройности"
ПРАКТИКУ
переписка со мной (Кочетковой Натальей) на этой страничке личного кабинета (строго индивидуальная работа, которая никуда не публикуется).




Результат усвоения теории и выполнения практики:


  • Изменения в работе структур мозга, которые обрабатывают информацию о событии и создают эмоциональный ответ.

  • Эмоции становятся разнообразными, увеличивается спектр, краски доступных переживаний. Увеличивается ощущение полноты жизни, удовольствия от жизни.

  • Эмоции несут помогающую энергию, а не разрушающую. Увеличивается уровень жизненной энергии.

  • Увеличивается понимание себя, своих стремлений и желаний – а значит, радости и удовольствия.

  • Улучшается качество отношений с людьми, потому что мы начинаем разрешать себе настоящую близость и перестаем сливать эмоции на близких людей.

  • Улучшается здоровье, потому что мы перестаем "запирать" в теле разрушающие импульсы, блокировать и копить напряжение. Снимаются многие психосоматические проблемы.

  • Нет потребности в лишней еде как способе бегства от себя и жизни.

  • Легче переносить дефицит калорий, необходимый для сжигания жира.

    Дефицит калорий – это стресс, потому что организм в дефиците. Я подчеркиваю, повторяю слово "дефицит", потому что оно важное, но часто забывается.

    Дефицит калорий - это стрессовая нагрузка! Как и любой стресс, он обостряет чувствительность к разным событиям. Что сытый человек даже не заметит, голодный человек может воспринимать обостренно. И в эти моменты очень важно понимать реакции своих эмоций, чтобы грамотно и мягко снимать резкие импульсы.





ТЕОРИЯ

(углубление в теорию шага 2 курса "7 шагов к стройности")
Содержание страницы:
(Общий объём: 17 статей, 43 страницы А4, 68769 знаков)


Эмоции детские и взрослые

Высшие психические функции (ВПФ)

Нарушения формирования эмоций как ВПФ
- статьи открытого доступа.
- статья откроется при наличии доступа ко 2-му шагу курса "7 шагов к стройности".



Физиология эмоций

Сразу отмечу, что эмоции случаются не где-то там, в психике, которая "летает в облаках",
а эмоции - это явления в организме, имеющий важную задачу.

Эмоции подготавливают человека (организм человека) к действию или бездействию:
  • дают энергию (как злость) или забирают энергию (как печаль),

  • меняют физиологические параметры работы организма.


Поэтому, измеряя физиологические параметры, мы можем

Есть много разных методик, для этой статьи возьму самые простые, когда показания снимают с пальца: Приведу примеры методик измерения, а ниже опишу реальную работу организма в реальных ситуациях.


ФПГ (фотоплетизмограмма)

Природой в наш организм заложен оборонительный рефлекс. Его составляющие - сужение кровеносных сосудов пальцев руки и сосудов лба.

Конечно, рефлекс включает в себя не только эти реакции. Я называю именно их, потому что их легко регистрировать в психологических исследованиях.
Так выглядит фотоплетизмограмма (ФПГ):



ФПГ - метод регистрации кровяного потока с использованием источника инфракрасного или светового излучения и фоторезистора:



ФПГ позволяет измерять объёмный пульс крови, вызванный периодическим изменением кровяного объема артериол при каждом ударе сердца, частоту сердцебиения, вариабельность сердечного ритма.



КГР (кожно-гальваническая реакция)

Ещё один очень популярный метод у психофизиологов.

Говоря бытовым языком, когда мы нервничаем
(возникают активирующие эмоции),
организм начинает выделять пот, как бы заранее ожидая, что сейчас мышцы будут активно работать (надо бежать, драться).

То есть тело будет перегреваться от работы мышц и его нужно будет охлаждать с помощью пота.
Пот выделяется и на пальцах.



И у пота есть важное для психофизиологов свойство - изменять скорость прохождения электричества.

Можно сказать очень грубо, что КГР - это измерения скорости прохождения электричества через кожу (потому что на ней появилась вода - пот).

И приведу случайный график, как выглядит запись КГР при какой-то деятельности:


Резкие падения - это возникновение эмоций (силу и продолжительность эмоции можем тоже видеть на графике).

А дальше расскажу, как эти 2 методики помогают понять психические процессы человека, его эмоции, роль эмоций и причины возникновения эмоций.


Автор:
Кочеткова Наталья.
Все вопросы по курсу "7 шагов к стройности" можно задать на моей страничке.
Все права защищены. Любое копирование информации, расположенной на сайте https://KgMinus.ru/, запрещено и несёт за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.






Эмоции - это быстрая оценка ситуации

Именно оценка!
То есть внутри эмоции есть разум, акт мышления, только очень свернутое мышление, быстрое.

Эмоция включается
не тогда, когда ей "вздумается",
а тогда, когда увидит во внешней среде определенные признаки важной ситуации.


На наглядном примере покажу работу эмоций,
именно физиологическую работу, т.к. эмоции - это функция организма и управление реакциями организма.

Расскажу про исследование, которое уже стало классикой.

Взрослым людям, участникам исследования, называли серию слов. После одного из них, например "скрипка", - следовал легкий удар электрическим током.

---
Раньше очень часто использовали в исследованиях удары электрическим током для выработки негативных реакций у организма.
---

Естественно, на слово "скрипка" возникала реакция в виде оборонительного рефлекса - сужение кровеносных сосудов пальцев руки и сосудов лба.

В психике это чувство может быть представлено по-разному. По ходу жизни мы вырабатываем типичные для себя реакции на опасность. Для кого-то это страх и желание спрятаться, для кого-то страх и желание действовать, для кого-то злость с переходом в гнев и т.д. - об этом побробно ниже, в следующих статьях.

Конечно, рефлекс включает в себя не только те реакции, которые регистрировались в исследовании. Здесь берутся ключевые признаки, которые используются психофизиологами, к примеру, так выглядит фотоплетизмограмма:



Возвращаюсь к исследованию.

Итак, слово "скрипка" приобрело некоторое значение сигнала опасности.


По ходу эксперимента, ещё целая группа слов (кроме слова "скрипка") стала вызывать оборонительный рефлекс (феномен генерализации).

Это были слова, близко связанные с ним по значению:
скрипач, смычок, струна, мандолина.

Другая группа слов вызывала не оборонительную, а ориентировочную реакцию организма (также непроизвольную), выражавшуюся в сужении сосудов пальцев и расширении сосудов кожи лба.

Опять же, в психике это может быть представлено по-разному в зависимости от нашего жизненного опыта. Может быть целый спектр чувств от удивления до тревоги.

Кстати, ориентировочный рефлекс лежит в основе нашей способности сосредотачивать внимание и вообще обучаться чему-то. Очень полезная штука!


Приблизительно так выглядит ориентировочный рефлекс. Без него мы бы не смогли собирать внимание на том, что для нас важно, и оттормаживать все посторонние, отвлекающие стимулы, которые сейчас не важны.


К группе слов, вызывающих ориентировочный рефлекс, относились слова, более далекие по значению от исходного "скрипка":
аккордеон, барабан (и другие названия музыкальных инструментов, не относящихся к категории струнных),
концерт, соната (слова, связанные с музыкой).

Остальные слова не вызывали ни оборонительной, ни ориентировочной реакции - "нейтральные" слова.

Таким образом, эксперимент позволил выявить, что
вокруг каждого слова-события имеются как бы три зоны,
которые определяют реакции организма:

Другими словами,
реакции психики идут на четкие ПРИЗНАКИ,
которые стали важными, значимыми на основе прошлого ОПЫТА.

Как показали исследования,
эти внутренние смысловые взаимосвязи разных слов-стимулов часто не осознаются людьми,
и становятся понятными для человека при внимании к себе, своим реакциям, во время занятий с психологом, где появляется время и пространство для того, чтобы рассмотреть работу своей психики.

То есть эмоции и чувства - это поставщики информации более быстрые и, зачастую, более совершенные, чем наше сознание
т. к. они - более древний уровень регуляции и ориентировки в окружающем мире.

Я намеренно концентрируюсь на физиологии, на обработке информации, чтобы "приземлить" чувства.

У нас часто есть разделение на

чувства,
как что-то "летающее в облаках" и необязательное для жизни,

и реальность,
которая почему-то от чувств сильно отделена.

Странно, не правда ли, что одна из древнейших форм работы психики оказывается этакой "ненужностью" и "капризами". Подумаешь, ерунда, чувства какие-то...

А ещё у нас
Мы не относимся к эмоциям как к поставщикам информации, сигнальной системе.

Мы их Почему так?
Поэтому что: Потому что не выстроено нормальных отношений с самим собой и со своей эмоциональной системой.

Мы не понимаем себя и на что идут реакции организма. Эмоции не сформированы как ВПФ (высшие психические функции). Что такое высшие психические функции? Об этом подробно в следующих статьях.

И получается такое:




Чтобы дружить с собой и своими эмоциями, чтобы они были
помощью и поставшиками энергии, ценной информации,
а не врагами,
я и написала это дополнение к шагу 2 нашего курса "7 шагов к стройности".


Автор:
Кочеткова Наталья.
Все вопросы по курсу "7 шагов к стройности" можно задать на моей страничке.
Все права защищены. Любое копирование информации, расположенной на сайте https://KgMinus.ru/, запрещено и несёт за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.






Эмоции видят БОЛЬШЕ, чем наше сознание

Наша эмоциональная система настроена более тонко, она ближе к жизни, чем наше сознание.
Особенно это касается вещей, событий,

Очень простой эксперимент на реакцию эмоциональной системы

Участникам эксперимента давался текст как бы для проверки на орфографические ошибки.
Это отвлекающее задание, которое должно было увести сознание от смысла написанной истории.

Коротенький текст подавался участникам эксперимента как отрывок из художественного произведения под названием "Золотоискатели" с указанием вымышленного автора (К. Фэрри):

"Лодка была немедленно подхвачена бурным потоком. Река несла лодку, как будто и лодка, и пассажиры не имели ни весла, ни каких-либо возможностей противостоять этому всесильному потоку.

Во время крутых спусков берега проносились мимо испуганных путешественников со страшной скоростью. Прибрежные камни и редкие деревья мелькали, сливаясь в пеструю ленту, вызывающую головокружение.

На подъемах движение реки замедлялось, она как бы оседала, темнела.

Река была подобна живому существу — так же легко и радостно спускалась с горы, и так же, как тяжело нагруженный путник, поднимающийся в гору, становилась ленивой и неузнаваемой на редких, затяжных, высоких подъемах.

Мальчики приходили в себя, оторопело смотрели друг на друга, но не успевали они даже вдоволь посмеяться над своим испуганным видом, как поток вновь срывался с завоеванной вершины и опять начиналось стремительное мелькание, томительное ожидание следующей передышки".

И что же мы видели в КГР людей, которые читали текст?

Трижды резкое падение.


Напомню, что про КГР рассказывала в статье ВЫШЕ. Это способ регистрации эмоций, который выглядит так:





Итак, трижды резкое падение КГР.

Эмоциональная система увидела противоречие - река не может течь вверх.



А что было у участников эксперимента на уровне сознания?

Только 1 человек сразу сказал, что у вас не правильный, странный текст.

А как отреагировали остальные?

Были разные варианты.


1. Одни сообщали о странном чувстве:

"что-то не так", "что-то почувствовалось, не могу понять что".


Тогда психолог подтверждал наличие противоречия в тексте и просил его найти.

Важно, что глаза людей сразу останавливались на том месте рассказа, где ранее было падение КГР.

Их психика, их тело ЗНАЛИ, где проблема, только это не проникло на уровень сознания.


2. Вторая группа ничего не заметила

И тогда психолог просил пересказать текст.

При пересказе человек:
  • или упускал проблемные места,

  • или так рассказывал, чтобы противоречия не было, то есть изменял содержание незаметно для самого себя.


Из этого эксперимента для нас важно, что
-----

Если мы заблокировали свою эмоциональную систему,
если мы стараемся её отключить и не слышать,

то это как закрыть глаза или уши, отключить чувствительность кожи:

да, сигналы из внешнего мира, информация из внешнего мира приходить не будет и беспокоить не будет, только чего в этом хорошего?

Окажешься в "темной кладовке" без окон и дверей, без ощущений,
и будешь жаловаться на "пустоту" и бессмыслицу жизни.

Это неприятно...
Развлекать себя едой?

Другой вопрос:
почему люди не хотят слышать свои сигнальные системы? почему люди отключают чувствительность?

Уже немного сказала об этом выше. Более детально в следующих статьях.


Автор:
Кочеткова Наталья.
Все вопросы по курсу "7 шагов к стройности" можно задать на моей страничке.
Все права защищены. Любое копирование информации, расположенной на сайте https://KgMinus.ru/, запрещено и несёт за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.






Сила воли - это задавить себя?

Есть такое распространенное заблуждение, что воля - это способность себя задавить, заблокировать, заставить эмоции замолчать.

Если мы живем в стремлении к тому, чтобы стать супер-правильными и супер-дисциплинированными роботами без чувств, то мы пропускаем огромную часть жизни, мы просто не слышим эмоциональную систему.

И что получается?
  • Эмоции увидели противоречие, организм активировался на действия,

  • а сознание "в игре в робота и сверх-человека" всё пропустило,
    реальной ситуации не заметило.
И что тогда?
  • Напряжение растет, а мы об этом ничего не знаем.
И что будет?
Очевидно, что в какой-то момент организм начнет действовать (не спрашивая нас), потому что мы ему надоели со своими играми в "силу воли". Это называется "срыв".

А ещё частенько нас будет мучить чувство пустоты, скуки, ощущение "дня сурка", потому что с реальной жизнью соприкосновения нет.

Конечно, внимание к своим эмоциям, честность с самим собой требует определенной смелости.

Намного проще все эти "подводные течения" как бы не замечать, бесконечно и безрезультатно играться с диетами и правильным питанием.

Там всё "понятно" и предсказуемо - терплю, пока могу.
Огорчаюсь из-за срыва, когда терпеть больше не могу.
Жалуюсь на силу воли, когда не могу "взять себя в руки".

Тогда жизнь проходит в 2-х состояниях:
  • нормально живу, все мне нравится, все получается, уже похудела на 3-5-15-25 кг и довольна собой;

  • я больше не могу! всё! не могу больше жить в ограничениях! я хочу наесться! у меня опять ничего не получилось! ничего не помогает! я не могу больше думать про калории и постоянные взвешивания! ... и еда до боли в животе всего, что раньше было запрещено и "неправильное".
Поясню, что я ничего не запрещаю, но обычно при РПП люди сами себе что-то запрещают.

Не в еде дело. Мы просто привыкли описывать ситуацию через еду
потому что это самый видимый, самый поверхностный дискомфорт.

Все остальные душевные процессы не так наглядны, не так для нас очевидны.

На уровне "подводных течений" мы чувствуем кучу всего,
а СВЕРХУ это "прикрыто" идеями про ограничения в питании.

И мы пытаемся обрубить чувствительность, потому что привыкли обращаться с собой именно так:
  • не рассматривать свои чувства,
  • а глушить их.
Так мы глушим
и дискомфорт от ограничений в питании,
а на самом деле - не его,
а на 90% дискомфорт от чего-то другого.
  • Так мы разрешаем себе есть все подряд, когда уже "не справляемся" с ограничениями.
  • А на самом деле - не справляемся с чем-то другим.
И если мы не проходим глубже уровня еды, который "прикрыл" что-то другое,
если наше внимание фиксируется на еде,
то мы так и живем от диеты к срыву, потому что процесс управляется чем-то, что мы не видим и не знаем.
  • Похвалил начальник, увидел мои достижения - о! прям летать хочется!
    - и силы есть на все, и даже кушать не хочется.
  • Опять не приняли отчет, опять в жизни серость - да ещё эти калории! будь они неладны! плевать на калории! сегодня ем всё!
    - и нет больше сил считать калории, и чувство голода нестерпимо.

Пока мы обсуждаем калории, мы истинную причину не видим.
Пока мы говорим,
что нас замучило чувство голода,
но при этом отключаем чувствительность, чтобы запихнуть в живот побольше и раздражаемся от мысли "что больше не лезет",
  • то может быть не в еде дело?
  • может быть перестать себя глушить и попробовать себя услышать?
Пример, как это работает:



КАК мы начинаем себя слышать?

А точнее,
КАК мы начинаем формировать свою эмоциональную систему?

Давайте рассмотрим этот путь от грудничка до взрослого человека. Уйдем в детали, технические детали этого процесса.


Автор:
Кочеткова Наталья.
Все вопросы по курсу "7 шагов к стройности" можно задать на моей страничке.
Все права защищены. Любое копирование информации, расположенной на сайте https://KgMinus.ru/, запрещено и несёт за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.






Эмоции детские и взрослые
углубление в теорию шага 2 курса "7 шагов к стройности"



Эмоции ребенка – это "заготовка" для эмоций взрослого

открыть статью




Развитие эмоций

открыть статью




Уйди! Я не тебе пла́чу!

открыть статью




Эмоции как высшие психические функции (ВПФ)
углубление в теорию шага 2 курса "7 шагов к стройности"



Нам кажется, что эмоции даны от рождения (по природе) и у всех одинаковы, но это не так

открыть статью




Отцы-основатели Деятельностного подхода. Что такое высшая психическая функция (ВПФ) и её свойства

открыть статью




Кто мне объяснит, что я чувствую? Закон формирования ВПФ

открыть статью




3 стадии развития психических функций

открыть статью




Нарушения формирования эмоций как ВПФ
углубление в теорию шага 2 курса "7 шагов к стройности"



Алекситимия – если эмоция не сформирована как ВПФ

открыть статью



Психогенное переедание "по наследству"

открыть статью




Физиологические причины непереносимого голода

открыть статью



Не-подтверждающая социальная среда

открыть статью



Схема нарастания негативных эмоций, рождение вторичных эмоций

открыть статью



Как разбирать этот клубок?
ЧТО мы делаем на странице ЭМОЦИИ-ПРАКТИКА

открыть статью






Поделиться