Сила воли


стройность через понимание

Что такое сила воли?


В каких ситуациях мы говорим про силу воли?

Обычно, ситуация выглядит так:

То есть,
мне нужно СЕЙЧАС отказаться от лишнего удовольствия,
СЕЙЧАС предпринять усилия,
ради выгоды в БУДУЩЕМ.


Перед вами маршмеллоу эксперимент
The marshmallow test (или тест отсрочки вознаграждения) – тест на силу воли для детей. Ребенок остается в комнате один на один с маршмэллоу. И если он устоит, не съест лакомство, то через 15 минут взрослый вернется и даст две зефирки.



СМОТРЕТЬ ЭКСПЕРИМЕНТ



Почему кто-то из детей может выполнить задание, а кто-то не может?
И (что самое интересное! и почему этот эксперимент стал очень громким и широко известным) - оказалось, что те дети,
Обнаружена значимая корреляция успешности сдачи теста и времени отсрочки вознаграждения.

Первоначально (потом эти выводы корректировались!) ученые сделали вывод - те дети, кто способен к отсроченному вознаграждению, кто способен отложить искушение сейчас ради выгоды в будущем, вполне логично будут успешны в учебе. Ведь школьные занятия как раз требуют перечисленных качеств.

Также проверялись гипотезы о нарушении этой способности у маленьких правонарушителей. Исследование проводилось в летнем интернате перевоспитания малолетних правонарушителей на выборке детей возрастом от 6 до 12 лет. Дети с высокими показателями самоконтроля в ситуации отсрочки значимо оценивались на всем протяжении этого летнего периода как менее агрессивные.

Я перечисляю результаты исследований, авторами которых были Rodriguez M.L., Mischel W., Shoda Y.


Давайте отвлечемся от зефира и посмотрим на работу мозга в чистом виде
Что должен сделать мозг?

А он должен: В психологии эта задача получила серьезные названия "контроль интерференции" и "тормозный контроль".

На очень простых экспериментах проверяется способность мозга делать такие вещи.

То есть ученые работают не с пустыми размышлениями по типу "А есть ли у меня (у того человека, у того ребенка) сила воли или нет??? А кто ж его знает!",
а четкие, измеряемые, контролируемые в эксперименте параметры показывают способность мозга выполнять эту задачу.

Но достаточно ли просто зрелости и силы мозга? Или нужно ещё уметь им пользоваться?

И достаточно ли уметь им пользоваться? Или ещё нужно иметь определенные отношения со взрослым? Например, верить ему.

Я должен верить, что обещанное получу. Потому что если в моей жизненной истории был опыт, когда взрослые часто врали, то доверия им нет никакого и лучше съесть то, что УЖЕ доступно (такие результаты получили ученые уже при перепроверке результатов зефирного теста на самых разных типах семей и семейных отношений).

Поэтому, вопрос о способности подождать 2-ю зефирку разбивается на вопросы о
Со стороны ребенка эти вопросы звучат приблизительно так:

В статье "1.2.6 Сначала НЕТ моей ВОЛИ, а потом она появляется"
мы увидим КАК и ПОЧЕМУ у ребенка появляется возможность управлять своим вниманием, КАК и ПОЧЕМУ появляется свобода выбора.

К статье 2.2.3 Три стратегии волевого процесса: успешная, провальная и средней эффективности"
у нас уже будет достаточно информации, чтобы разобрать детали психологических стратегий - КАК управлять своим поведением (мозгом)? Какие стратегии будут успешны, а при каких высока вероятность провала?

И только в статье "2.7 Какие отделы мозга обеспечивают работу воли и как они развиваются в детстве. Роль лобных долей во взрослом возрасте"
погрузимся в физиологию, в тонкости работы и созревания мозга.

И треть статей мы будем смотреть на тип социальных отношений, в которых находится человек, потому что без этого "фона жизни" все другие вопросы почти теряют смысл. Если ребенку врали, то у него нет намерения ждать, и вопросы о зрелости мозга или стратегиях ожидания просто отпадают, не имеют смысла.


Данный курс "Сила воли" представляет собой смесь физиологии и психологии
Мы будем смотреть на созревание и силу отделов мозга, позволяющих совершать волевые действия – физиология.

И мы будем смотреть на психологию – а КАК управлять собственным мозгом?
Мы посмотрим, какие стратегии приводят к провалу, а какие к успеху - психология управления волей.

Чтобы
понять эту способность
и научиться ею управлять,
увеличивать её силу по нашему желанию,
давайте разберемся:

Долгосрочное планирование,
отказаться от удовольствия сейчас ради выгоды в будущем, - это исключительно человеческая способность. У животных её нет.

Поэтому начнем с самого сложного, но самого главного вопроса – а чем люди отличаются от животных? Почему у человека есть сила воли и свобода выбора, а у животного нет?

Если понять это фундаментальное различие, то дальше все сложности с волевыми процессами станут очевидны. Ведь когда поймешь устройство процесса – получаешь в руки пульт управления этим процессом!


Не секрет, что сила воли "живет" во лбу
(префронтальной коре)

Также очевидно, что такого масштаба, как у человека, лобные доли не достигают ни у одного животного:


Пропорция лобных долей по отношению ко всему мозгу у разных видов приматов и обезьян.



Мозг человека.

Зачем нам нужны лобные доли, да ещё такие огромные? Ради чего? Зачем нам (людям) так много коры, если животные могут вообще без неё прекрасно выживать??? Давайте разбираться!

Курс "Сила воли" содержит:
ТЕОРИЮ

Тема 1. Что такое «человек»?
Тема 2. Что такое «сила воли»? Как она развивается и от чего зависит.
Тема 3. Сила воли и приступы переедания. Основные акценты корректирующей работы.
ПРАКТИКУ

Разбор ситуаций, в которых, как вам кажется, вам не хватило силы воли. Обсуждение вопросов, которые возникли в ходе чтения теории.

Живая переписка в личном кабинете в анонимном формате со мной (Кочетковой Натальей).

При оформлении доступа к данному курсу "Сила воли" автоматически вам начисляется 20 сообщений. Сообщения можно писать в любое время дня и ночи.
В зависимости от загрузки, я могу отвечать сразу (в течение 15-30 минут, потому что мне нужно внимательно прочитать ваше сообщение, подумать и напечатать своё сообщение) или в течение ближайших часов. Время ожидания ответа не дольше 1 суток, за исключением выходных и праздников.
ДОСТУП к разделу (теория + 20 сообщений)

4300 руб. на 1 год.




Автор:
Кочеткова Наталья,
научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология),
нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru),
владелец соцсети KgMinus.ru.

Все вопросы можно задать на моей страничке.

Все права защищены. Любое копирование информации, расположенной на сайте https://KgMinus.ru/, запрещено и несёт за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.



ТЕОРИЯ

курса "Сила воли"
Содержание страницы:
(Общий объём: 19 статей, 271 страница А4, 35192 слов, 241113 знаков)

Тема №1. Что такое «человек»?

Тема №2. Что такое «сила воли»? Как она развивается и от чего зависит.

Тема №3. Сила воли и приступы переедания. Основные акценты корректирующей работы.
Тема 1
Что такое «человек»?


1.1 Человек - это только тело или что-то ещё?

Что такое «человек»? Из чего состоит человек? Это только тело или что-то ещё? Мы сейчас не уходим в мистику и религию, не говорим о душе, а только научные, материальные факты жизни.

Допустим, родился ребенок и он просто вырос. Тело выросло по программам, заложенным в генах.

Рассмотрим человека просто как организм, который растет сам по себе.

Выросли размеры рук, ног, органов, выросло тело, внутри него мозг тоже вырос в соответствии с программой, заложенной генами. Прошло половое созревание, и организм может размножаться (как и у любого другого животного).

Это будет человек?

А дальше интересный вопрос – он выживет в лесу?

Вот перед нами чистая природа, неиспорченная цивилизацией.

Никаких пагубных влияний цивилизации и давления запретов от других людей, ограничений воспитания.

Только чистое природное развитие! И этот наш гипотетический человек живет в родной природе, в лесу.

Почему в лесу?

Потому что для чистоты нашего мысленного эксперимента я должна убрать из него всё, что привносится цивилизацией и культурой, человеческим обществом.

Мы сейчас говорим об исключительно телесном развитии по тем программам, которые заложены в наше тело природой, и которые раскрываются по мере взросления, и этот человек живет в естественной природе.

Можно выбрать дикую природу – лес, поле, саванна в Африке, болота, джунгли, горы. Вот любую чистую природу берем и мысленно предлагаем в ней жить нашему герою, тоже развивающему только природно, только по генетическим программам.

И здесь 2 простых вопроса:
Он выживет?
И какой он будет?

История знает такие случаи, когда дети выживали в лесу без соприкосновения с человеческой культурой, без воспитания. Какими они были?


открыть статью






1.2 Мама важнее меня. Послушание


"Волчонок – всегда волк. Ребенок – только кандидат в человека."
(Рене Заззо, детский психолог).


Содержание статьи:


1.2.1 Чем человек отличается от животного

открыть статью



1.2.2 Использование ложки
(социальных орудий; тех вещей, которые придумали предыдущие поколения людей)


открыть статью




1.2.3 Обучение речи

открыть статью




1.2.4 Обучение саморегуляции

открыть статью




1.2.5 Навыки чтения

открыть статью




1.2.6 Сначала НЕТ моей ВОЛИ, а потом она появляется
Сначала я игрушка в руках судьбы, пылинка на ветру. Куда ветер подует, туда я и повернусь.

Сначала глазами управляет внешнее событие - резкое движение, звук, резкий запах и т.д.



Где был яркий свет, громкий звук, какое-то движение - туда и повернулась голова. САМА повернулась, без моей воли, моего желания или усилия.

НЕТ МОЕЙ ВОЛИ в том,
куда поворачивается моя голова, - этим управляет ВНЕШНЕЕ событие
(нет произвольности).


Обучение чтению
является одним из тех действий, которое
поменяет внутреннее устройство мозга.


Оно сделает возможной и нормальной совсем фантастическую картину:

открыть статью




1.2.7 Что было внешним - станет внутренним

открыть статью




1.2.8 Мама важнее меня. Послушание

открыть статью






1.3 Баловство и капризы! Со скамейкой каждый дурак сможет


Содержание статьи:


1.3.1 Три составляющие человека
Для лучшего понимания процессов удобно разделить всю совокупность, под названием «человек», на 3 составляющие:
  1. Да, конечно, тело.
    Чтобы стать человеком – нужно родиться человеком.
  2. Социокультурный опыт,
    позволяющий принадлежать своему социуму и довести тело до уровня «человек».
А что третье?


открыть статью




1.3.2 Идеальный план развития человека

открыть статью




1.3.3 Активное исследование собственных возможностей

открыть статью




1.3.4 Блокировка индивидуации
Приведу живые примеры, чтобы в общих чертах обрисовать варианты ситуации, о которой дальше будем говорить в этой теме.

Типы взаимоотношений, которые блокируют развитие индивидуации:

открыть статью




1.3.5 Личность рождается дважды. Иерархия мотивов
Этот кусочек курса написан на основании теории Деятельности (или Деятельностного подхода) - научной теории, которая разрабатывалась в МГУ весь XX век, являясь сильнейшей в мире школой психологиии. Защищены десятки диссертаций, сложнейшие явления нашей жизни получили понятное научное объяснение.


Алексей Николаевич Леонтьев, крупнейший советский психолог, доктор психологических наук, профессор, организатор и первый декан факультета психологии МГУ в 1966 г. Можно сказать, создавал психологию как науку в нашей стране. С 1968 г. согласно постановлению правительства страны психология включена в перечень наук, по которым присуждаются ученые степени

Конечно, мы будем рассматривать не всю теорию, а только ключевые моменты, связанные с развитием личности.

В какой-то период жизни ребенок неизбежно сталкивается с противоречием:
И, при правильном развитии, требование взрослого должно побеждать.


А.Н. Леонтьев описывает это так:
открыть статью




1.3.6 Синдром диффузии идентичности

открыть статью





1.4 Анальная мама


открыть статью






1.5 Нежные все стали! Депрессии у них!

Почему раньше тяжело жили и депрессий не было, а сейчас «легко» живем и депрессии стали почти нормой жизни.

Личность человека - явление, которое появилось совсем недавно. А если что-то появляется в жизни новое, то из-за него много проблем, потому что пока не ясно, как с этим быть.

Не буду перегружать сложными и массивными историческими исследованиями, приведу всего лишь одну цитату, в которой описана суть изменений в нашем современном обществе.

открыть статью





1.6 Энергия жизни – дофамин. Опыт потока. Одно из высших наслаждений, доступных человеку


Содержание статьи:


1.6.1 Важное условие развития мозга ребенка
Ч. Нельсон проводил долгосрочное исследование, в котором сравнивал развитие 3-х групп детей до 4,5 лет: Результаты полностью соответствовали другим исследованиям "госпитализма".

Здесь поясню, что после Второй мировой войны ученые вводят понятие "госпитализм" (Р. Спитц, Дж. Боулби) для описания особенностей развития детей, потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах.
Для госпитализма характерна задержка психического и физического развития и высокий процент смертности, несмотря на то, что уход, питание, гигиенические условия в этих учреждениях были хорошими. У таких деток страдает предречевое и речевое развитие; познавательные (когнитивные) функции, эмоциональное развитие.

Возвращаюсь к исследованию Ч. Нельсона


открыть статью



1.6.2 Потребность в новых впечатлениях, дофамин и сила Деятеля
Только что, в статье "1.6.1 Важное условие развития мозга ребенка", мы увидели принципиальные различия в развитии мозга ребенка на клеточном, анатомическом уровне. Теперь эти же процессы посмотрим на психологичсеком уровне.

Приведу маленький отрывок из работы Божович Лидии Ильиничны:


Божович Лидия Ильинична, доктор психологических наук, профессор. Училась в Московском университете, первое экспериментальное исследование по психологии подражания выполнила под руководством Л.С. Выготского. В 1939 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблемам усвоения орфографии. Работала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, с 1945 г. по 1975 г. руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности. Занималась проблемами детской психологии, в частности, изучением развития личности и формирования мотивационной сферы ребенка, его самооценки и уровня притязаний.


Лидия Ильинична пишет:
"Рассматривая развитие учебных интересов ребенка и переход их в интересы познавательные, мы попытались найти корни этой сложной специфически человеческой потребности.


открыть статью




1.6.3 Энергия жизни – дофамин

открыть статью






1.6.4 Состояние потока. Одно из высших наслаждений, доступных человеку
Начинаем говорить о состоянии, которое, в том числе, усматривают за увлечением компьютерной игрой.



открыть статью




1.6.5 Основные характеристики состояния потока

открыть статью







Автор:
Кочеткова Наталья,
научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология),
нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru),
владелец соцсети KgMinus.ru.

Все вопросы можно задать на моей страничке.

Все права защищены. Любое копирование информации, расположенной на сайте https://KgMinus.ru/, запрещено и несёт за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.



Тема 2
Что такое «сила воли»? Как она развивается и от чего зависит.

2.1 Зарождение воли и тут же её блокировка

Давайте разбираться всерьез с таким сложным понятием как «воля».
Моя воля, сила воли - это что?
И как она связана с моими желаниями?
Обычно, если мы говорим о силе воли в контексте похудения, то подразумевается противопоставление силы воли и желаний.

В таком описании событий моё желание и моя воля оказываются как бы на разных полюсах, противопоставлены друг другу.

"Я хочу"
противопоставлено
"нельзя".
И это "нельзя" реализуется в жизни с помощью слова "воля".
Так?
Или нет?
Сила воли в том виде, как её понимают многие, – это чрезвычайно вредная штука.

Вредная, потому что воля в привычном сознании – это себя заставить, зажать, запретить, даже сломать. Какой-то странный процесс по ломке себя, зажимаю себя, запрету желаний и жизни в ежовых рукавицах.



Но если мы ломаем и зажимаем себя – то что мы можем получить кроме сломанного и зажатого себя?

Ну, ещё можно получить себя, сопротивляющегося этому давлению )) И, как ни удивительно, именно сопротивление такому слому и будет почему-то мыслиться как сила личности.

Но стоп, ребята, а не запутались ли окончательно? Где тут воля? Ломать или сопротивляться слому?

Чувствуете, какая каша получается из «самого главного» понятия, на которое пытаются опираться многие люди, желающие похудеть?

Но слово "воля" есть в нашем языке и других языках мира. Значит, оно обозначает какую-то реальность жизни, какой-то процесс. Какой? Силовой? Ну, вроде бы, говорят "сила" воли, значит – силовой? А к чему и как применяется эта сила? Бороться нужно с кем? Побеждать кого?

Чувствуете, как много вопросов!

Ведь очень часто не получается осуществить задуманное, потому что мы запутались в словах.

Потому что нужный и ключевой процесс блокируем,
а на ошибочный давим и надеемся. Пока последняя мысль может быть не очень ясной. Чтобы она прояснилась, я и написала весь этот раздел. Начнем разбираться шаг за шагом.


Будем разбираться:

Как возникает конструкция в психике, когда есть
противопоставление "Я хочу" и "нельзя"?
И как это связано с тем, что называется "сила воли"?


Комментарий читательницы, с которого хочется начать:



Что здесь интересно разобрать? Счастье – это знать свои истинные желания.
НО - ключевое тут - почему то так случается, что мы пытаемся чужие желания подстроить под себя, тем самым СВОИ собственные желания не понимаем, не осознаем, удовлетворять не умеем?

И как это связано с НАШЕЙ волей? Нашей силой (воли, личности, Деятеля)?

По сути, я обозначила вопросы, которые описывают процессы развития человека именно как человека, сильно отличающиеся от развития животного.
И чем занимается огромная, сложнейшая область психологии - возрастная психология, детская и психология развития. Исписаны тома научных трудов, десятки лет идут научные споры и исследования.

Итак, есть животное - а есть человек. И у них принципиально разные пути развития. Как сказал известнейший детский психолог Рене Заззо:
«Волчонок - всегда волк. Ребенок - только кандидат в человека».


В чем же разница?

В эту статью я вынесу лишь то, что касается силы воли и контакта со своими желаниями. А в общем виде описывала процессы в Теме №1.


Зарождение волевого процесса психологи фиксируют у ребенка в возрасте 1 год
К возрасту 1 года у ребёнка появляются так называемые...

открыть статью





2.2 Как работает воля взрослого человека и от чего зависит её сила. Что такое прокрастинация


Содержание статьи:

Сейчас в научной психологии нет отдельного раздела под названием «психология воли», а раньше он был. Поэтому в описании сути явления под названием «воля человека (взрослого)» я постепенно пойду от исторических текстов к современному пониманию вопроса.



2.2.1 Что такое воля? Что такое прокрастинация?
Каждый человек может обратиться к собственному опыту и вспомнить ситуации, в которых ему нужна была сила воли.

Это ситуации выбора – когда мы четко осознаем, что поведение может пойти по одному из 2-х возможных вариантов.
Более того, как правило, мы говорим о воле в такие моменты жизни, когда один путь проще, а другой путь сложнее. И нам нужно заставить себя идти более сложным путем:
А дальше самый сложный момент – ПОЧЕМУ не едим?



открыть статью




2.2.2 Примеры волевого процесса

открыть статью




2.2.3 Три стратегии волевого процесса: успешная, провальная и средней эффективности

Перед вами волевой процесс - мальчик старается протерпеть 15 минут и не съесть зефирку (ведь тогда он получит 2 зефирки!):





Это были кадры из
The marshmallow test или теста отсрочки вознаграждения
– теста на силу воли для детей. Ребенок остается в комнате один на один с маршмэллоу. И если он устоит, не съест лакомство, то через 15 минут взрослый вернется и даст две зефирки.



СМОТРЕТЬ ЭКСПЕРИМЕНТ



Почему кто-то из детей может выполнить задание, а кто-то не может?
И зачем ученые стали проводить такой эксперимент? Что они хотели узнать изначально?

Напоминаю, что мы идем в исторической последовательности от зарождения психологии воли до текущего момента, когда слово «воля» в науке заменено термином «саморегуляция».

Я думаю, что рассказать только про современное понимание вопроса – это потерять ценнейшее богатство мыслей, созданных учеными за 100 лет развития психологии воли.

Далее в своем тексте я опираюсь на исследования, авторами которых были Rodriguez M.L., Mischel W., Shoda Y. Ученые так описывают свои цели:

Проблема заключается в том, чтобы выяснить,
каким образом люди, сохранив способность к благородной импульсивности,
приобретают также способность к управлению действиями ради достижения далеких целей и последствий,
и руководствуются, хотя бы время от времени, прогнозируемыми результатами,
воздерживаясь от ближайших вознаграждений.


открыть статью




2.2.4 Пример перехода со 2-го уровня на 3-ий. Как индивидуация меняет отношения с едой

открыть статью




2.2.5 Как смысл меняет работу тела (мозга, физиологических процессов)
В Деятельностном подходе
(нашей школе психологии, которая разрабатывалась в МГУ весь XX век и на которую я постоянно опираюсь)
огромное, ключевое значение придается понятию СМЫСЛ.

Смысл – это то, что управляет нашей Деятельностью, что направляет нас в жизни в целом и в каждом движении.

Я приведу 3 примера.

Пойду от самых простых физиологических реакций к ситуациям, в которых человеку нужно преодолевать обстоятельства на грани возможного, затрачивая абсолютно все резервы своего организма.


открыть статью






2.3 Девять способов управления силой воли


открыть статью






2.4 «Хочу» взрослого человека. Воля при нарушении индивидуации. Основная причина переедания


Содержание статьи:


2.4.1 «Хочу» взрослого человека
Давайте ещё раз посмотрим на примеры, которые я уже размещала в Теме №1. Посмотрим уже с учетом текущего знания о том, что...


открыть статью




2.4.2 Воля при нарушении индивидуации. Разбор примера из жизни
Давайте вернемся к комментарию читательницы, где очень хорошо рассказывается про...


открыть статью






2.5 Как взрослый человек сам выключает свою силу волю. Запреты

Давайте вспомним статью "2.2 Как работает воля взрослого человека и от чего зависит её сила. Что такое прокрастинация.". Там мы говорили, что поведением управляет...

открыть статью






2.6 Сколько мне нужно силы воли, чтобы НЕ есть торт?

открыть статью






2.7 Какие отделы мозга обеспечивают работу воли и как они развиваются в детстве. Роль лобных долей во взрослом возрасте

Этот курс начинался с видео, где ребенку предлагалось 15 минут посидеть в обществе 1-ой зефирки, чтобы через 15 минут получить награду - вторую зефирку.

Давайте отвлечемся от зефира и посмотрим на работу мозга в чистом виде.

Что должен сделать мозг?
А он должен: В психологии эта задача получила серьезные названия "контроль интерференции" и "тормозный контроль".

На очень простых экспериментах проверяется способность мозга делать такие вещи.

открыть статью



Развитие внимания (и мозга) ребенка

открыть статью



Лобные доли в жизни взрослого человека
Оливер Сакс (невролог):

"Центральная роль лобных долей заключается именно в том, что
организм освобождается от фиксированных репертуаров и реакций, становится возможным мысленное представление альтернатив, воображение, свобода.

В лобных долях
заложена интенциональность человека (от лат. intentio «намерение»)
они принципиально важны для высшего сознания, суждения, воображения, эмпатии, идентичности, «души».

Широко известен случай Финеаса Гейджа – железнодорожного мастера, пострадавшего в 1848 году при неожиданном взрыве взрывчатой смеси, которую он закладывал. Двухметровая железная заглушка пробила его лобные доли – и сохранив интеллект, а также способность двигаться, говорить и видеть, Гейдж претерпел глубокие изменения:
он стал безрассудным и непредусмотрительным, импульсивным, вульгарным;
он более не мог планировать будущее или думать о нем,
и для тех, кто знал его ранее, «он перестал быть прежним Гейджем». Он потерял себя, центр своего существа, но он (как и все другие пациенты с серьезными повреждениями лобных долей) не знал об этом."



Элхонон Голдберг (нейропсихолог и когнитивный нейроучёный):

"Я исследую ту часть вашего мозга, которая делает вас тем, кто вы есть, и определяет вашу самобытность, которая заключает в себе ваши влечения, ваши амбиции, вашу личность, вашу сущность: лобные доли мозга.

Если повреждены другие части мозга, неврологическое заболевание может проявляться в потере речи, памяти, восприятия или движения. Однако сущность человека, ядро личности, обычно остается не задетым.

Все это меняется, если заболевание повреждает лобные доли. То, что утрачивается в этом случае, уже не просто свойство вашей души. Это и есть ваша душа, ваша сущность, ваше Я."


Одной силы мозга мало!
Нужно ещё понимать - а КАК им управлять?

Поэтому так много внимания я уделила именно психологии вопроса. Ведь если вы владеете психологией, то мозг, клетки мозга "подтянутся" за вашими запросами. Правильно организуя волевой процесс, вы неизбежно увеличиваете силу мозга, тренируете его.

В то время, как обратное далеко не всегда верно. Имея сильный мозг - можно не уметь им пользоваться и не получать желаемый результат.

Мозг можно сравнить с мышцей. Разговор о силе мышц имеет смысл, когда у нас есть намерение поднять тяжесть.
И чем больше мы намерены поднимать, чем чаще тренируемся, тем сильнее будут мышцы. Но наше намерение (психология) – это первично. А сила мышцы (физиология) – вторично. Сила – это следствия использования, тренировки.

Конечно, я сейчас не говорю о каких-то повреждениях и травмах, болезнях.

И что касается силы мозга, то кроме тренировки, нужно ещё и созревание определенных отделов. Про это был разговор выше.


Напомню, что все вопросы, мысли, замечания, свои ситуации можно написать мне на страничке практики:






Автор:
Кочеткова Наталья,
научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология),
нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru),
владелец соцсети KgMinus.ru.

Все вопросы можно задать на моей страничке.

Все права защищены. Любое копирование информации, расположенной на сайте https://KgMinus.ru/, запрещено и несёт за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.



Тема 3
Сила воли и приступы переедания. Основные акценты корректирующей работы.
3.1 Сила воли и приступы переедания. Основные акценты корректирующей работы


открыть статью






3.2 Как принято говорить в сериалах, краткое содержание предыдущих серий :-)

Очень краткое описание уровней 1, 2 и 3, которые подробно разбирали в Теме 1, а сейчас нам нужна будет "выжимка" самой сути.

открыть статью






3.3 Примеры переедания на уровне 1


открыть статью






3.4 Переход с уровня 1 на уровень 2 стал возможен благодаря эволюции мозга

Развитие отделов мозга, обеспечивающих работу воли, мы разбирали в статье "2.7 Какие отделы мозга обеспечивают работу воли и как они развиваются в детстве. Роль лобных долей во взрослом возрасте".

Сейчас же давайте посмотрим не на отдельного человека,
а на развитие человечества в целом, и как стал возможен переход от уровня 1 к уровню 2.
Такой широкий взгляд нам нужен будет для понимания глубины проблемы, понимания сути переедания на уровне 2.

открыть статью






3.5 Примеры переедания на уровне 2


Содержание статьи:


3.5.1 Потребность в связности с другими, принадлежности своей группе
Только что говорили, что принадлежность своей группе была для нас так важна в процессе эволюции,
что даже поменялся мозг!

принадлежность своей группе = возможность выживать

Давайте посмотрим на психологические моменты этого процесса и КАК они проявляются в реальной жизни.


открыть статью




3.5.2 Управляющие убеждения, переданные по роду
На этом этапе анализа причин переедания
ключевым становится похожесть на людей, которые "моя социальная группа", или отличие от них.
А также управляющие убеждения, типичные для моей социальной группы.

К примеру,
когда у меня генетика такая, и все в роду полные были, и нет у меня шансов что-то изменить.

Как видите, я пишу о генетике здесь, на уровне 2, хотя она относится к особенностям тела, а не наших социальных групп. Почему пишу здесь? Потому что мы говорим не о факте реальности, а об управляющих убеждениях, которые транслировала нам наша социальная группа.

Например, такой опыт читательницы:

открыть статью




3.5.3 Осмелиться стать "плохим" для своей социальной группы

открыть статью




3.5.4 Для психического здоровья важны и связность, и отдельность. Переход на уровень 3

открыть статью


Напомню, что по любому вопросу, и даже без вопросов, просто с описанием своей ситуации, просто поделиться выводами, наблюдениями, замечаниями по текстам, своим опытом, можно на страничке практики:




3.6 Пример переедания на уровне 3

В этой статье речь пойдет о явлении, которое называется "аддиктивная пустота".

Просто прожить, как овощ, человек не сможет. Его начнет мучить чувство бессмысленности и пустоты существования (аддиктивная пустота).

Аддикция – психологический термин, обозначающий зависимости (от англ. addiction, что в буквальном смысле переводится как зависимость).

Аддиктивная пустота - психологическое состояние, которое очень сложно переносить и которое человек стремится как-то погасить:
скука, ощущение пустоты жизни, как будто она проходит мимо, а ты не очень то важный участник, или вообще не участник. Жизнь "на паузе", синдром отложенной жизни, которая будет когда-то потом, а сейчас пустота. Такое ощущение прозябания, когда усесться с едой перед компом или тв чуть ли ни основной вид наполнения жизни событиями.


открыть статью








Автор:
Кочеткова Наталья,
научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология),
нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru),
владелец соцсети KgMinus.ru.

Все вопросы можно задать на моей страничке.

Все права защищены. Любое копирование информации, расположенной на сайте https://KgMinus.ru/, запрещено и несёт за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.





Поделиться