2.1 Зарождение воли и тут же её блокировка
Давайте разбираться всерьез с таким сложным понятием как «воля».
Моя воля, сила воли - это что?
И как она связана с моими желаниями?
Обычно, если мы говорим о силе воли в контексте похудения, то подразумевается противопоставление
силы воли и
желаний.
-
Как бы я ну очень хочу булку (или зефирку),
- но нельзя! запрещено! и тут нужна сила воли, чтобы соблюсти запрет.
В таком описании событий моё желание и моя воля оказываются как бы на разных полюсах, противопоставлены друг другу.
"Я хочу"
противопоставлено
"нельзя".
И это "нельзя" реализуется в жизни с помощью слова "воля".
- Если у меня большая сила воли, то я могу вынести много "нельзя".
- А если у меня маленькая сила воли, то и "нельзя" становится такое хиленькое, ни на что не годное, которое мои желания погасить не может.
Так?
Или нет?
Сила воли в том виде, как её понимают многие, – это чрезвычайно вредная штука.
Вредная, потому что воля в привычном сознании – это себя заставить, зажать, запретить, даже сломать. Какой-то странный процесс по ломке себя, зажимаю себя, запрету желаний и жизни в ежовых рукавицах.
Но если мы ломаем и зажимаем себя – то что мы можем получить кроме сломанного и зажатого себя?
Ну, ещё можно получить себя, сопротивляющегося этому давлению )) И, как ни удивительно, именно сопротивление такому слому и будет почему-то мыслиться как сила личности.
Но стоп, ребята, а не запутались ли окончательно? Где тут воля? Ломать или сопротивляться слому?
Чувствуете, какая каша получается из «самого главного» понятия, на которое пытаются опираться многие люди, желающие похудеть?
Но слово "воля" есть в нашем языке и других языках мира. Значит, оно обозначает какую-то реальность жизни, какой-то процесс. Какой? Силовой? Ну, вроде бы, говорят "сила" воли, значит – силовой? А к чему и как применяется эта сила? Бороться нужно с кем? Побеждать кого?
Чувствуете, как много вопросов!
Ведь очень часто не получается осуществить задуманное, потому что мы запутались в словах.
Потому что нужный и ключевой процесс блокируем,
а на ошибочный давим и надеемся.
- И нужный и ключевой здесь процесс - это развитие Я
(Я - есть, Я - хочу, Я - выбираю, Я - намереваюсь, Я - решаю, МОЯ ВОЛЯ в этом и этом).
- А ошибочный - это МНЕ ЗАПРЕЩЕНО
(быть, хотеть, выбирать, решать).
Пока последняя мысль может быть не очень ясной. Чтобы она прояснилась, я и написала весь этот раздел. Начнем разбираться шаг за шагом.
Будем разбираться:
- Как соотносятся, как развиваются "Я ХОЧУ" и "мне ЗАПРЕЩЕНО"?
- И где в этом во всем "СИЛА ВОЛИ"?
Как возникает конструкция в психике, когда есть
противопоставление "Я хочу" и "нельзя"?
И как это связано с тем, что называется "сила воли"?
Комментарий читательницы, с которого хочется начать:
Что здесь интересно разобрать? Счастье – это знать свои истинные желания.
НО - ключевое тут - почему то так случается, что мы пытаемся чужие желания подстроить под себя, тем самым СВОИ собственные желания не понимаем, не осознаем, удовлетворять не умеем?
И как это связано с НАШЕЙ волей? Нашей силой (воли, личности, Деятеля)?
По сути, я обозначила вопросы, которые описывают процессы развития
человека именно как человека, сильно отличающиеся от развития животного.
И чем занимается огромная, сложнейшая область психологии - возрастная психология, детская и психология развития. Исписаны тома научных трудов,
десятки лет идут научные споры и исследования.
Итак, есть животное - а есть человек. И у них принципиально разные пути развития.
Как сказал известнейший детский психолог Рене Заззо:
«Волчонок - всегда волк. Ребенок - только кандидат в человека».
В чем же разница?
В эту статью я вынесу лишь то, что касается силы воли и контакта со своими желаниями.
А в общем виде описывала процессы в Теме №1.
Зарождение волевого процесса психологи фиксируют у ребенка в возрасте 1 год
К возрасту 1 года у ребёнка появляются так называемые...
открыть статью
2.2 Как работает воля взрослого человека и от чего зависит её сила. Что такое прокрастинация
Содержание статьи:
Сейчас в научной психологии нет отдельного раздела под названием «психология воли», а раньше он был. Поэтому в описании сути явления под названием «воля человека (взрослого)» я постепенно пойду от исторических текстов к современному пониманию вопроса.
2.2.1 Что такое воля? Что такое прокрастинация?
Каждый человек может обратиться к собственному опыту и вспомнить ситуации, в которых ему нужна была сила воли.
Это ситуации выбора – когда мы четко осознаем, что поведение может пойти по одному из 2-х возможных вариантов.
Более того, как правило, мы говорим о воле в такие моменты жизни, когда один путь
проще, а другой путь
сложнее.
И нам нужно заставить себя
идти более сложным путем:
- вот есть искушение съесть какую-то лишнюю еду (это просто, это легко, рука сама тянется),
- а мы искушение убираем в сторону, не едим. И это ощущается как усилие. И это усилие мы называем силой воли.
А дальше самый сложный момент –
ПОЧЕМУ не едим?
открыть статью
2.2.2 Примеры волевого процесса
открыть статью
2.2.3 Три стратегии волевого процесса:
успешная, провальная и средней эффективности
Перед вами волевой процесс - мальчик старается протерпеть 15 минут и не съесть зефирку (ведь тогда он получит 2 зефирки!):
Это были кадры из
The marshmallow test или теста отсрочки вознаграждения
– теста на силу воли для детей.
- Откажись от 1 зефирки (маршмэллоу) сейчас,
- чтобы через 15 минут получить 2.
Ребенок остается в комнате один на один с маршмэллоу. И если он устоит, не съест лакомство, то через 15 минут взрослый вернется и даст две зефирки.
СМОТРЕТЬ ЭКСПЕРИМЕНТ
Почему кто-то из детей может выполнить задание, а кто-то не может?
И зачем ученые стали проводить такой эксперимент? Что они хотели узнать изначально?
Напоминаю, что мы идем в исторической последовательности от зарождения психологии воли до текущего момента, когда слово «воля» в науке заменено термином «саморегуляция».
Я думаю, что рассказать только про современное понимание вопроса – это потерять ценнейшее богатство мыслей, созданных учеными за 100 лет развития психологии воли.
Далее в своем тексте я опираюсь на исследования, авторами которых были
Rodriguez M.L., Mischel W., Shoda Y. Ученые так описывают свои цели:
Проблема заключается в том, чтобы выяснить,
каким образом
люди, сохранив способность к благородной импульсивности,
приобретают
также способность к управлению действиями ради достижения далеких целей
и последствий,
и руководствуются, хотя бы время от времени, прогнозируемыми
результатами,
воздерживаясь от ближайших вознаграждений.
открыть статью
2.2.4 Пример перехода со 2-го уровня на 3-ий. Как индивидуация меняет отношения с едой
открыть статью
2.2.5 Как смысл меняет работу тела (мозга, физиологических процессов)
В Деятельностном подходе
(нашей школе психологии, которая разрабатывалась в МГУ весь XX век и на которую я постоянно опираюсь) огромное, ключевое значение придается понятию СМЫСЛ.
Смысл – это то, что управляет нашей Деятельностью, что направляет нас в жизни в целом и в каждом движении.
Я приведу 3 примера.
Пойду от самых простых физиологических реакций к ситуациям, в которых человеку нужно преодолевать
обстоятельства на грани возможного, затрачивая абсолютно все
резервы своего организма.
открыть статью
2.3 Девять способов
управления силой воли
открыть статью
2.4 «Хочу» взрослого человека. Воля при нарушении индивидуации. Основная причина переедания
Содержание статьи:
2.4.1 «Хочу» взрослого человека
Давайте ещё раз посмотрим на примеры, которые я уже размещала в Теме №1. Посмотрим уже с учетом текущего знания о том, что...
открыть статью
2.4.2 Воля при нарушении индивидуации. Разбор примера из жизни
Давайте вернемся к комментарию читательницы, где очень хорошо рассказывается про...
открыть статью
2.5 Как взрослый человек сам выключает свою силу волю. Запреты
Давайте вспомним статью
"2.2 Как работает воля взрослого человека и от чего зависит её сила.
Что такое прокрастинация.". Там мы говорили, что поведением управляет...
открыть статью
2.6 Сколько мне нужно силы воли, чтобы НЕ есть торт?
открыть статью
2.7 Какие отделы мозга обеспечивают работу воли и как они развиваются в детстве. Роль лобных долей во взрослом возрасте
Этот курс начинался с видео, где ребенку предлагалось 15 минут посидеть в обществе 1-ой зефирки, чтобы через 15 минут получить награду - вторую зефирку.
Давайте отвлечемся от зефира и посмотрим на работу мозга в чистом виде.
Что должен сделать мозг?
А он должен:
- выбрать НУЖНУЮ ему реакцию и
- затормозить ОШИБОЧНУЮ.
В психологии эта задача получила серьезные названия "контроль интерференции" и "тормозный контроль".
На очень простых экспериментах проверяется способность мозга делать такие вещи.
открыть статью
Развитие внимания (и мозга) ребенка
открыть статью
Лобные доли в жизни взрослого человека
Оливер Сакс (невролог):
"Центральная роль лобных долей заключается именно в том, что
организм освобождается от фиксированных репертуаров и реакций, становится возможным мысленное представление альтернатив, воображение, свобода.
В лобных долях
заложена интенциональность человека (от лат. intentio «намерение»)
они принципиально важны для высшего сознания, суждения, воображения, эмпатии, идентичности, «души».
Широко известен случай Финеаса Гейджа – железнодорожного мастера, пострадавшего в 1848 году при неожиданном взрыве взрывчатой смеси,
которую он закладывал. Двухметровая железная заглушка пробила его лобные доли – и сохранив интеллект, а также способность двигаться, говорить и видеть, Гейдж претерпел глубокие изменения:
он стал безрассудным и непредусмотрительным, импульсивным, вульгарным;
он более не мог планировать будущее или думать о нем,
и для тех, кто знал его ранее, «он перестал быть прежним Гейджем». Он потерял себя, центр своего существа,
но он (как и все другие пациенты с серьезными повреждениями лобных долей) не знал об этом."
Элхонон Голдберг (нейропсихолог и когнитивный нейроучёный):
"Я исследую ту часть вашего мозга, которая делает вас тем, кто вы есть, и определяет вашу самобытность, которая заключает в себе ваши влечения,
ваши амбиции, вашу личность, вашу сущность: лобные доли мозга.
Если повреждены другие части мозга, неврологическое заболевание может проявляться в потере речи, памяти, восприятия или движения. Однако сущность человека, ядро личности,
обычно остается не задетым.
Все это меняется, если заболевание повреждает лобные доли. То, что утрачивается в этом случае, уже не просто свойство вашей души.
Это и есть ваша душа, ваша сущность, ваше Я."
Одной силы мозга мало!
Нужно ещё понимать - а КАК им управлять?
Поэтому так много внимания я уделила именно психологии вопроса. Ведь если вы владеете психологией, то мозг, клетки мозга "подтянутся"
за вашими запросами. Правильно организуя волевой процесс, вы неизбежно увеличиваете силу мозга, тренируете его.
В то время, как обратное далеко не всегда верно. Имея сильный мозг - можно не уметь им пользоваться и не получать желаемый результат.
Мозг можно сравнить с мышцей. Разговор о силе мышц имеет смысл, когда у нас есть намерение поднять тяжесть.
И чем больше мы намерены поднимать, чем чаще тренируемся, тем сильнее будут мышцы. Но наше намерение (психология) – это первично. А сила мышцы (физиология) – вторично.
Сила – это следствия использования, тренировки.
Конечно, я сейчас не говорю о каких-то повреждениях и травмах, болезнях.
И что касается силы мозга, то кроме тренировки, нужно ещё и созревание определенных отделов. Про это был разговор выше.
Напомню, что все вопросы, мысли, замечания, свои ситуации можно написать мне на страничке практики:
Автор:
Кочеткова Наталья,
научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология),
нутрициолог, разработчик
калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и
калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru),
владелец соцсети
KgMinus.ru.
Все вопросы можно задать
на моей страничке.
Все права защищены. Любое копирование информации, расположенной на сайте https://KgMinus.ru/, запрещено и несёт за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.